:)

История Гайского района

   История Гайского района (до 1960 года — Халиловского) как административного образования ведет свое начало с 1934 года, но земли, очерченные современными границами, были свидетелями событий, связанных с общей историей Евразийской, или, как ее еще называют, Великой степи.
   Где-то здесь в степном мареве, наверное, еще блуждают тени таинственных древних ариев, оставивших после себя древнеиндийский эпос Авесту и развалины городов Аркаим, которые нынешние ученые называют Троей бронзового века. Сарматы, гунны, половцы-кыпчаки, золотоордынские войска Тамерлана, ногайцы, калмыки — кочевые народы, племена проходили через Великую степь одни за другими, как на подмостках театра, отыграв свою роль.
   Чья она, эта степь?
   Бессмысленны споры на эту тему — говорит история.
   Степь видела немало драм, развернувшихся здесь между теми, кто пытался предъявить на нее права. Отголоски этого дошли до наших дней в преданиях, архивных документах. Вот что пишет императрица Анна Иоанновна, рассказывая о положении дел в степном крае (1734 год): "Киргиз-Кайсакский воинский народ, между которыми первейший Абулхаир-Хан, владеющий Меньшою ордою, и прочие двух орд Ханы... кои с старыми нашими ж подданными Башкирцами и Калмыцкими ордами в близости живут, и прежде всегда имели друг на друга нападении, и тем самым себя разоряли..."
   Россия пришла в эти края позже: Иван Грозный принимает в подданство башкир (1556 год), Анна Иоанновна — киргиз-кайсаков из Малой орды (1731 год). Начинается активное освоение присоединенных земель на границе с Азией, и открываются ворота для торговли с ней. Так осуществлялся замысел Петра I, который в 1722 году сказал: "Киргиз-Кайсацкая" Орда всем азиатским странам и землям... ключ и врата".
   Сподвижник Петра I, И.К. Кирилов, в 1734 году получил на свой проект Высочайшую резолюцию "О построении города при устье реки Орь".
   С этого момента нынешняя территория Гайского района оказывается в силу своего географического положения буквально в эпицентре судьбоносных событий. Посмотрите на карту современного Оренбуржья: Гайский район находится как бы на перешейке между большим (западным) и малым (восточным) крыльями. Здесь самое узкое место между северной (Башкортостан) и южной (Казахстан) границами области: протяженность — чуть более ста километров. Карта зримо передает напряжение сжатой пружины, словно не дающей столкнуться двум границам. Здесь в начале XVIII века была "нейтральная полоса" между кочевьями башкир и казахов. Именно здесь начали закладывать юго-восточные крепости — Оренбургская (впоследствии — Орская), Губерлинская (1735-1736 гг.), редуты Колпакский (1734 г.), Банный (1805 г.), Разбойный (Хабарный).
   Они были частью укрепленной пограничной линии по Яику, построенной для обеспечения безопасности на юго-восточных рубежах страны, чтобы оградить население и торговые караваны от набегов кочевников.
   Появление этих редутов тесно связано с историей казачества в нашем районе и с началом освоения земель Оренбургского края. Поселения, возникшие вокруг пограничных укреплений, были в числе первых на здешних землях, поскольку немногочисленные и небольшие башкирские аулы чаще всего были местом зимних стоянок во время их кочевой жизни. Процесс перехода башкир к оседлой жизни начался лишь в первой половине XIX века.
   Вот что пишет о башкирах Оренбургский военный губернатор В.А. Петровский (1795-1857 гг.): "Зимой они живут в селениях, а летом оставляют свои дома и целыми деревнями спешат отогнать стада и табуны на подножный корм, начиная всегда с мест, отдаленных от зимовок. Потом в течение лета по мере потравы пастбищ они опять приближаются к селениям. Здесь заблаговременно башкиры накосили на зиму. Между тем, те из них, которые занимаются хлебопашеством, отработали и убрали поля, но не вблизи деревень, а напротив того, около летних точек; только следуя этому порядку, могут они заниматься земледелием, не теряя из виду коневодства — главного источника существования кочевого башкирца".
   Названия многих урочищ, речушек в районе до сих пор хранит память о своем тюркском происхождении, как и возникших здесь позже поселений: Каратай, Кызымбатка, Усайка, Янтюрино (эти небольшие села, аулы до наших дней не дожили, исчезли с карты района, снова оставшись как названия местности). Некоторые поселения существуют и ныне, здесь в настоящее время живут в основном башкиры.
   Очень часто все жители этих сел носят две-три распространенные фамилии, уходящие корнями к именам первых здешних поселенцев, давшим названия и населенным пунктам (Нарбулатово, Узембаево, Ишкинино, Ижберда).
   Во второй половине XVIII века башкиры и стали первыми соседями переселенцев, хлынувших в Оренбургский край из разных губерний России и Украины.
   Они тоже принесли сюда свои названия: села получали имя по месту, откуда прибыли новоселы (Новокиевка, Новопетропавловка, Новоивановка, Полтавка, хутора Новосаратовский, Воронежский).
   Тесное соседство людей разных национальностей, разного уклада жизни, культур оказалось плодотворным. На землях, где преимущественно занимались скотоводством, стало развиваться земледелие, огородничество, свиноводство. Произошел обмен опытом, взаимное обогащение культур, что было характерно для всего Оренбургского края.
   А два столетия спустя потомкам этих переселенцев суждено было встретиться с земляками со своей исторической родины. В 1959 году со всех концов необъятной страны (в том числе и из Украины, центральной части России) сюда приехали новые покорители степного края. Именно на этих землях было открыто богатейшее месторождение медной руды, началось его освоение и строительство города горняков. И снова "круто замешивается" национальный состав здешних земель.
   Новый город, выросший в степи, получил имя — Гай. Так называли местечко с березовой рощей, вблизи которого и было открыто месторождение. Название урочищу дали когда-то первые украинские переселенцы ("гай" в переводе означает "роща"). Вскоре районный центр был перенесен из поселка Халилово в Гай, и район стал называться не Халиловским, а Гайским. Так земли, носившие тюркское имя, помнящие кочевье, получили новое название, в котором слышится шум молодой листвы. И это очень символично: здешняя земля снова, как и в XVIII веке, объединила судьбы людей разных национальностей, вероисповеданий, приехавших сюда для созидания, продолжения жизни.
   Этот маленький островок Великой степи русские и украинцы, башкиры и казахи, татары и чуваши, мордва и немцы называют сегодня своей землей.


Сайт создан в системе uCoz